Источник: https://mdou114.ru/roditelyam/pedagog-psiholog/5457/

Как вырастить счастливого ребенка

Жизнь — это серия дихотомии, — говорит автор книги «Развитие мышления» (The Growth of the Mind) Стенли Гринспен. Здоровый счастливый ребенок должен испытывать всю гамму эмоций, разделять все мысли и отношения, существующие среди его возрастной группы». Древние китайцы говорили: «Восприми печаль как предвестницу удачи, а благополучие как залог будущих напастей — тогда твоя жизнь станет гармоничной».

Но большинство из нас уверены, что наши дети в этом смысле — пришельцы из иных миров. До того, как вы поймете, что же такое счастье на самом деле, вам просто необходимо выяснить, что им ни в коем случае не является. К вашему сведению, ребенок не может быть счастлив все 24 часа в сутки, иногда ему может быть грустно. Он может себя неважно чувствовать, и не считайте его несчастным. Ведь в действительности, обратной стороной счастья является не просто печаль, а серьезная депрессия. (Об этом мы расскажем отдельно). Пусть вас также не вводит в заблуждение темперамент вашего малыша. Кроме жизнерадостных шалунов, на земле существуют более тихие, осторожные и чувствительные дети и, поверьте, они могут быть так же счастливы, как и их сверстники. 

Тем не менее, счастливые дети имеют кое-что общее. Они доверчивы, оптимистичны, во всем идут до конца и знают,как и где найти развлечение на протяжении всего дня. Они чувствуют себя любимыми и понятыми, и знают, что это чувство будет сопровождать их в течение всего марафона по черно-белым полосам жизни. Гринспен также дает более четкую характеристику счастливого малыша: он должен быть способен на глубокие личные взаимоотношения. Он должен иметь возможность испытывать всю гамму эмоций и их выражения, всего того, что дает нам жизненный опыт, то есть злость, радость, близость человеческих отношений, отчужденность, настойчивость, любопытство, неприятие, печаль и разочарование. 

Было бы хорошо, если бы к трем с половиной годам он умел выражать свое сочувствие и понимание в словесной форме. К четырем с половиной он должен осознавать перспективу своих поступков и способность разделять свои чувства с ближним. 

Если вы сейчас окажетесь в нужное время...
... и в нужном месте, ваш ребенок может стать счастливее не только теперь, но и на протяжении всей его жизни. Даже если все мы хотим счастья для своего ребенка, оно не является целью само по себе. 

Наоборот, это, если хотите, побочный продукт развития, во всяком случае так считает Мартин Селигман, Президент Американской Психологической Ассоциации. «Дети чувствуют себя удовлетворенно из-за того, что они способны что-то сделать сами. Счастье — это только барометр, вешка, определяющая способность ребенка справиться с этими задачами. И совсем лишнее отнимать у вашего чада свежеподаренный самосвал, даже если оно радостно отвинчивает колеса. Как только дети с успехом научатся справляться с препятствиями, они будут воодушевлены своими победами и постараются сделать все от них зависящее на пути к достижению более серьезных целей. «Наилучший способ научить ваших малышей быть тружениками, благополучно достигающими конечной цели, — это быть их партнерами», — говорит Сильвия Римм, практикующий профессор психологии из Кливленда, а также автор книги «Находчивые родители: как вырастить счастливого, благополучного ребенка» (Smart Parenting: How to Raise a Happy Achieving Child). «Малыши любят такое сотрудничество, потому что они обладают вашим вниманием. Будь то наведение порядка в доме, выпечка шоколадного печенья или приготовление уроков — учите малыша основам достижения целей, осуществлению задумок. Помогайте ему словом и делом, но не делайте ничего вместо него, потеряв терпение, а часто, глядя на часы.

Любите его таким, какой он есть

И почему все самые мудрые советы выглядят так банально? «Счастливый ребенок принимается таким, каков он есть... со всеми его чувствами», — говорит Гринспен. Более того, если вы принимаете его мысли и эмоции, он вырастет с ощущением глубокого внутреннего согласия, гармонии. Начните проводить эту идею в жизнь с самого раннего возраста малыша. Когда ваш птенец плачет, выкажите ему свое сопереживание, взяв его на руки, прижав к себе, утешая. Когда ваш начинающий ходить медвежонок в ярости бросит на пол провинившуюся куклу, последуйте его примеру. Кукла вас поймет. Скажите ему: «Давай, злись!» Когда ваше пятилетнее сокровище слоняется по дому в плохом настроении, расслабьтесь — так тому и быть. Но при этом не забывайте очертить рамки. Примерно так: «Ты сегодня, ну просто медведь вылитый. Сердись и раздражайся, сколько влезет, но это совсем не повод толкать твоего брата». А когда ваш восьмилетний цветок начнет жаловаться, что в жизни нет справедливости, выслушайте его. Вы не можете поддерживать откровенную беседу только в том случае, если ее причина — счастливое возбуждение.

Позвольте жизни плыть по течению

Посмотрите на себя в зеркало и подумайте, как вы себя чувствуете, когда вы по уши углублены в свое любимое занятие: вы спокойны, уравновешены, бодряще напряжены. Это состояние, определяющееся как «течение, поток», глубоко благотворно. Маленькие дети сливаются с «потоком» вполне естественно. Хитрость состоит в том, чтобы помогать детям упорствовать в этой естественной способности, когда они станут старше, а их жизнь будет более планируемой и строгой.

Лучший способ этого достичь — это обрекать вашего ребенка на бездействие в течение некоторого времени каждый божий день. Он будет предоставлен себе, чтобы исследовать свои собственные интересы и пристрастия. Насколько вы предоставите своему ребенку общение с подвижной и богатой в проявлениях окружающей средой, настолько он будет находить для себя веселые и интересные занятия. Свобода и безответственность — разные вещи. Когда все кругом по расписанию и нет возможности выбрать самому («Ты не забыл про сольфеджио? И учти, потом — коньки!»), ребенок вынужден все время подстраиваться под внешние требования распланированного дня. Скоро он перестанет получать радость от этих занятий раз и навсегда. 

Родители обязаны поддерживать естественные наклонности и таланты ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 «Подсолнушек»
603138 г. Нижний Новгород, ул. Политбойцов, д. 17

Наверх