Версия для слабовидящих
Для родителей приемный день
  • Понедельник 08:00 - 12:00
  • Среда 15:00 - 18:30

+7 831 297-61-02
mdou.nn.114@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 «Подсолнушек»

603138, город Нижний Новгород, улица Политбойцов, дом 17
8 (831) 297-61-02
Пн - Пт с 6.00 до 18.00

Единственный, старшый, средний, младший....ребёнок. Какой он?

Даже когда дети рождаются в одной семье, каждый из них растёт в своей семейной сфере, поскольку с рождением детей меняются и сами родители. Они приобрели уже некоторый опыт при воспитании первенца, и теперь, вполне вероятно, поменяли свои взгляды на воспитание подрастающего поколения. Также не существует и двух детей, к которым их родители относятся совершенно одинаково. Родители могут любить всех своих детей, но каждый ребёнок занимает в их сердце особое место. Естественно, они не являются плохими родителями из-за того, что испытывают разные чувства к каждому своему ребёнку.

Единственный ребёнок склонен мерить себя по взрослым стандартам, поскольку у него нет братьев и сестёр, с которыми он себя сравнивает. Такие дети могут быть консервативны, но могут также быть и строптивы. Они либо полностью принимают все ценности родителе, либо восстают против них. В жизни они редко придерживаются середины.

Преимущества единственного ребёнка заключается в том, что родители обычно могут дать ему больше материальных благ и уделить больше времени и внимания, чем нескольким детям. Ребёнку не грозят переживания из-за того, что его место любимчика занял другой; единственному никогда не придётся конкурировать с братьями и сестрами; ребёнок может находиться в центре внимания расширенной семьи – бабушек, дедушек, тётей, дядей и других.

Но есть и минусы. Например, единственный ребёнок нередко испытывает одиночество, притом, что растёт в условиях гиперопеки. Единственному «наследнику престола» порой трудно принять решение, потому что все решения принимаются за него. Родители, соперничающие друг с другом за его любовь, могут создать ситуацию, когда ребёнок «использует» одного родителя против другого. Такие дети обычно сильно переживают из-за семейных разводов и винят в них себя. Ребёнок может жить в страхе, что если что-то случится с родителями, он останется один во всём мире. У него могут возникнуть трудности в установлении взаимоотношений с одноклассниками, потому что у него мало опыта общения с другими детьми.

Самый старший. Появление в семье другого ребёнка почти всегда несёт угрозу для самого старшего, так как низвергает его с трона. Ни один из последующих детей не подвергается такому низвержению, потому что они никогда не были единственными детьми. Одной из наиболее выделяемых черт характера старшего ребёнка является его потребность быть первым всегда и во всём, чтобы ни в коем случае не уступить занимаемую им позицию. Если ребёнку не удаётся быть первым при помощи позитивного поведения, то он иногда пытается удержать свои позиции негативными действиями, чтобы родители больше беспокоились о нём, чем о других детях. Самые старшие дети зачастую робки и сверхчувствительны. Многие из них близки со своими родителями. Обычно они бывают серьёзны и ответственны, служа образцом для других братьев и сестёр. Эти качества могут позволить им стать впоследствии большими начальниками. Некоторые старшие дети могут обижаться из-за того, что на них возлагают дополнительные обязанности (заботу о младших братьях и сёстрах, помощь по дому), и из-за того, что их лишают материальных преимуществ, поскольку они должны делиться с младшими. Но, в общем и целом, самые старшие – «хорошие» дети, вызывающие одобрение у взрослых.

Второй ребёнок обычно сравнивает себя со старшим братом или сестрой, чувствуя себя ниже уровнем, поэтому он сильно настроен на конкуренцию, на то, чтобы догнать, если не перегнать, старшего.

В условиях конкуренции второй ребёнок может стать полной противоположностью первому. Если первенец пассивен, то второй ребёнок обычно активен. Если первый ребёнок готов к сотрудничеству, то второй может иметь проблемы с поведением. Эти различия не врождённые, они являются следствием конкуренции между детьми.

Средний ребёнок. Когда в семье появляется третий ребёнок, положение второго меняется, он становится средним, чувствуя себя зажатым с двух сторон, подобно начинке сэндвича. Теперь у него не только нет власти и привилегий самого старшего ребёнка, но его не балуют и не любят так, как нового малыша. Зачастую это полностью меняет отношение ребёнка к жизни и к семье. Многие дети становятся настолько обидчивы, что отбиваются от рук и превращаются в «семейную проблему». Они считают, что в семье для них не осталось места. Тогда ребёнок теряет свою зависимость от семьи и завязывает контакты с посторонними людьми, прежде всего со сверстниками. Он легко попадает под влияние этих людей и принимает их ценности. Интересно, что очень многие из бывших хиппи были как раз средними (по порядку рождения) детьми. Такие дети особенно чувствительны к критике. Они воспринимают её как стремление руководить ими.

Самый младший ребёнок всегда занимает особое место в семье. В зависимости от того, как семья реагирует на самого младшего ребёнка, он может прийти к заключению, что положение слабого и зависимого – удобная позиция, поскольку позволяет использовать в своих целях всех и каждого. Или же ребёнок хочет сравняться со всеми «гигантами» семьи и становится серьёзным, хорошо успевающим учеником, добивается самых высоких результатов среди своих братьев и сестёр.

Часто самые младшие дети верховодят в семье. Они устанавливают требования и диктуют их другим. Если их требования не удовлетворяются, то они устраивают скандал. Очень часто они получают то, что хотели, потому что родители требуют, чтобы старшие дети уступили младшему, поскольку он ещё мал и «ничего не понимает». Таким образом, самый младший ребёнок может стать тираном. С другой стороны, самые младшие дети не так зависят от своих родителей, когда хотят развлечься или составить кому-то компанию. Самые младшие дети часто формируют теплые, доверительные отношения со всей семьей и особенно с одним из своих братьев (или сестёр). Они также легко вступают в контакт с другими детьми в школе или по соседству.

Итак, родителям важно понимать, что:

  • с точки зрения семейной атмосферы и психологического отношения к каждому ребёнку, их дети НЕ имеют одних и тех же родителей;
  • каждый ребёнок действует, думает и чувствует в соответствии с тем, как ОН воспринимает своё теперешнее положение в семье и оценивает себя по сравнению с другими детьми;
  • развитие ребёнка не зависит только от того, что они сделали ил не сделали для него, и сам ребёнок оказывает влияние на поведение родителей по отношению к нему в той же степени, в какой поведение родителей оказывает влияние на ребёнка;
  • конечно, связь между характером детей и порядком их рождения в семье хотя и существует, но не является абсолютной. Перед каждым ребёнком открыты несколько возможных путей развития, и то направление, которое он выберет на подсознательно уровне, никогда нельзя предсказать, исходя только из порядка его рождения. Самый младший ребёнок может демонстрировать характер, который чаще всего встречается у самого старшего, а самый старший ребёнок может вести себя так же, как обычно ведёт себя самый младший;
  • помимо последовательности рождения в семье, на развитие самооценки и личности ребёнка влияют отношения взрослых к больному, «особенному» ребёнку; к очень красивому или талантливому ребёнку, которым родители чрезмерно гордятся, и поэтому он занимает совершенно особое место в семейной структуре; к сыну и дочке, рождённым после смерти другого ребёнка; к единственной девочке среди нескольких мальчиков или единственному мальчику среди многих девочек; к старшему мальчику, следом за которым идёт добивающаяся больших успехов сестра.

Советы родителям:

  • избегайте предпочтений, потому что ребёнку ничто не приносит таких страданий, как убеждённость, что сестрёнку или брата родители любят больше, чем его;
  • осознайте, как важно завоевать сердце среднего ребёнка, концентрируя своё внимание на его положительных чертах и минимизируя проявление негативных черт;
  • воздерживайтесь от сверхопеки самого младшего ребёнка и перестаньте обращаться с ребёнком старше двух лет как с «младенцем»;
  • меньше взваливайте на плечи самого старшего ребёнка и не требуйте, чтобы он служил образцом для младших братьев и сестёр;
  • избегайте чрезмерного подчёркивания красоты или непривлекательности ребенка, чтобы не нанести огромный вред и тому и другому. Красивые дети из-за того, что с ними обращаются как с «особенными», как с предметом гордости родителей, часто вырастают людьми эгоцентричными, самовлюблёнными. Они зачастую претендуют на особе отношение к себе, уделяют слишком много внимания своей внешности и не желают учиться. Такие дети часто испытывают чувство превосходства над другими, не имеют друзей и постоянно переживают о том времени, когда их красота увянет. Многие люди, обладавшие в детстве прекрасной внешностью, испытывают нервный срыв при наступлении среднего возраста, когда их уже не считают столь красивыми.

Из книги Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби. Консультирование семьи: практическое руководство. М.: Когито-центр, 2004. 

Наверх